Образовательные стандарты
Скачать: metodicheskie_rekomendacii.docx
В Российской Федерации происходит модернизация
системы образования с целью повышения его качества
и доступности, с целью поддержки и развития таланта
каждого ребенка, сохранения его здоровья.
С 1 января 2014 года введен ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт).
Зачем нам понадобился Стандарт?
Стандарт призван, нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Будут ли дошкольники учиться как в школе?
Нет. Стандарт - не список навязанных знаний, умений и навыков.
Главный упор в нашей работе делается на развитие малышей через игру,
экспериментирование, через общение со сверстниками, старшими ребятами,
семьей, воспитателями,
призванное сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К какому результату будем стремиться?
Результаты в Стандарте представлены в виде целевых ориентиров:
-инициативность и самостоятельность ребенка;
- уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству;
- любознательность,
-способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Каково участие родителей?
Нет. Стандарт - не список навязанных знаний, умений и навыков.
Главный упор в нашей работе делается на развитие малышей через игру,
экспериментирование, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей,
воспитателями,призванное сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки
к учебной деятельности на этапезавершения ими дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, освоение образовательных программ дошкольного
образования не сопровождается проведением аттестации воспитанников.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФГОС ДО.
Федеральный уровень
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- Постановление №662 от 05.08.2013 г. "Об осуществлении мониторинга системы образования"
Региональный уровень.
- Закон Кемеровской области «Об образовании» (от 5 июля 2013г. №86-ЗО);
В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.
Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. Под образовательными услугами понимается «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства».
Другое определение: образовательные услуги - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей.
Наряду с понятием «образовательная услуга» - услуга по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением, существует категория «дополнительная образовательная услуга» – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его.
Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
Особенностью современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных услуг.
К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, т.е. не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и не финансируются муниципальным или региональным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Особенности организации дополнительных образовательных услуг в детском саду на современном этапе:
- Организация данных услуг в ДОУ - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и других направленностей.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии.
В условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что повышает степень его адаптивных процессов и уровень интеграции в социум.
Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
- Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
- Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
- Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
- Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
- Созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
- Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.