Вызывание речевой активности у неговорящего ребенка должно проходить постепенно и ненавязчиво. Взрослому необходимо запастись терпением и не пытаться форсировать события, утомляя малыша настойчивыми требованиями: "Повтори" и "Скажи". Такая позиция может вызвать только обратную реакцию - упорное нежелание малыша говорить. Родителям нужно понимать, что ребенок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что не может, так как у него еще недостаточно подвижны губы и язык.
Итак, первая цель, которая стоит перед взрослым, занимающимся с неговорящим, но понимающим обращенную к нему речь малышом, - вызывание звукоподражаний, лепетных и упрощенных слов по речевому образцу, данному взрослым. В процессе этих игр-занятий на первых порах следует вызывать любые голосовые реакции: и неопределенные в звуковом отношении возгласы, и вокализации (напевы), и звукоподражания. Необходимо постоянно стимулировать ребенка к речевому общению, давая малышу самые простые речевые образцы: междометия (ах, ой), звукоподражания (би-би, му-му, ко-ко), упрощенные слова (ляля, киса, бух, бай-бай, пока-пока). Важно почаще создавать ситуации, вызывающие у ребенка радость, интерес, так как лишь в этот момент есть шанс вызвать его на речевой контакт со взрослым.
Полезно показывать ребенку яркие, движущиеся, а еще лучше - звучащие игрушки, так как они неизменно вызывают интерес ребенка и провоцируют его к голосовым подражаниям.
Каждое звукоподражание, которое произнес малыш, какого бы качества оно ни было, вы должны приветствовать и не оставлять без внимания. Не жалейте похвалы, радуйтесь вместе с ребенком его даже самым маленьким достижениям.
Как только у ребенка появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить с ним игры по развитию голоса. Голосовые упражнения предусматривают пропевание отдельных гласнх звуков ("а-а-а" - укачиваем куклу, "у-у-у" - гудит поезд, "и-и-и" - пищит мышка, "э-э-э" - рычит медведь) или звукоподражаний ("му" - мычит корова", "мяу" - мяукает кошка) голосом разной силы и высоты. Например, меняя высоту голоса, малыш вслед за вами может изображать кошку, которая зовет своего котенка: "МЯУ". А затем мяукать тоненьким голосоком за маленького котенка: "мяу". Голосом разной силы (тихо-громко) можно изображать игрушки и инструменты: вот громко стучит большой молоток: "ТУК-ТУК", а ему тихо вторит маленький молоточек - "тук-тук".
Следует развивать и дыхание. Ведь если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки вообще не получатся. Дыхание - длительный, сильный, направленный выдох - необходимо формировать, предлагая малышу подуть на горячий чай или суп, на пушистый одуванчик. Помогут в этом и такие игрушки, как дудочка, вертушка, мыльные пузыри. Можно использовать и специально изготовленные пособия: султанчики, пушинки, снежинки, вырезанные из бумаги. Пусть ребенок, выдувая воздух изо рта, губы вытягивает трубочкой, стараясь направить воздушную струю вперед. Раздувать щеки при этом нельзя. Если же ребенок все-таки надувает щеки, придерживйте их ладонями.
Голос и дыхание могут совершенстововаться не только в специально организованных играх, но и в процессе пения, поэтому очень полезно петь самим, показывая малышу пример и вызывая у него желание подражать. Вспомните, какие прекрасные колыбельные пели нам наши бабушки; сколько русских народных потешек и прибауток можно пропеть или прочитать нараспев. Например: "Петушок, петушок, золотой гребешок...", "Водичка ,водичка, умой мое личико..."
Рассказывая ребенку сказку "Колобок" или "Волк и семеро козлят", не просто проговаривайте слова песенок, которые поют герои, а именно пойте их. Вспомните старые, добрые детские песенки из своего собственного детства и пропойте их своему малышу. Услышав несколько раз мамино пение, ребенок наверняка захочет подпеть. Ведь даже неговорящий ребенок может пропеть звук: "А-а-а..." или слог "Ля-ля-ля..."
Одновременно с развитием дыхания и голоса продолжайте работу над развитием подвижности мимических, а затем и артикуляционных мышц (нижней челюсти, щек, губ и языка). В игровой ситуации показывайте малышу мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за вами. Поначалу длительно пропевайте и утрированно артикулируйте гласные звуки А, У, И, О. Чтобы ребенку было интересно, свяжите каждый звук с какой-то игрушкой или картинкой, которую будете демонстрировать малышу перед выполнением упражнения.
Проводите артикуляционные упраженния сидя с малышом перед зеркалом так, чтобы ребенок видел и себя, и вас и мог копировать движения ваших губ, глядя на свое отражение. Перед таким занятием можете накрасить свои губя яркой помадой, чтобы привлечь внимание маленького молчуна к своим губам.
Вот описание артикуляции основных гласных звуков, которые нужно разучить с малышом в первую очередь.
Пойте: "А...а...а..." и укачивайте куклу. При этом рот должен быть широко открыт.
Поезд едет и гудит: "У...у...у..." или "Ту...у...у.." Губы сложите трубочкой и вытяните вперед.
Мышка пищит: "И...и...и..." или "Пи...и...и..." Губы растяните в улыбке.
Кукла упала ,ей больно: "О...о...о..." или "Бо-бо...о..о.." Губы вытяните вперед и округлите.
После того как ребенок научится петь отдельные гласные звуки, учите его пропевать пары звуков: АУ, УА, ИА, ИО.
Соедините артикуляционные упражнения с игрой:
- поиграйте в прятки - прячьтесь и кричите друг другу "Ау", "Ау";
- изобразите, что кукла плачет: "Ура-уа";
- ослик кричит "Иа-иа", "Ио-ио".
Кроме того, учите малыша артикуляционным играм.
Вот описание этих игр.
"Воздушный поцелуй"
Поднесите ладонь к губам, губы вытяните трубочкой и чмокните ладошку. Отведите ладонь ото рта и покажите ее.
"Покричим, как индейцы"
Откройте рот и произносите длительно звук: "А-а-а...", одновременно похлопывая ладонью по губам. В результате должен получиться прерывистый звук.
"Полакаем, как котята"
Высовывайте изо рта и втягивайте обратно широкий язык, как будто лакаете.
"Шарик"
Рот закройте, надуйте щеки и удерживайте их в таком положении несколько секунд. Если у ребенка упражнение не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри "надует" щеки. Затем слегка стукните кулачками по надутым щекам: "шарик лопнет" - воздух с шумом выйдет изо рта.
"Качели"
Высуните изо рта язык и совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку - так язычок "качается на качелях".
Полезно вместе с ребенком показывать у зеркала и разные мимические позы. Например, веселого и грустного человечка или доброго и злого. Можно и просто построить перед зеркалом смешные рожицы, как шаловливые обезьянки.
У ребенка с недостаточным развитием речи процесс обработки зрительной и слуховой информации часто бывает затруднен. То есть малыш смотрит и слушает, но не замечает, не осмысляет полученную от окружающего мира информацию. Маленького человека необходимо этому учить. Развитие внимания и памяти происходит на специальных занятиях.
В первую очередь необходимо развивать зрительное восприятие. Оно включает в себя знакомство ребенка с предметами и их изображениями. Учите малыша находить и показывать игрушку, а затем картинку, ей соответствующую, и, что очень важно, соотносить предмет и его изображение со словом-названием. Учите ребенка находить соответствия между двумя изображениями. Кроме того, развивайте зрительное внимание ребенка и умение сравнивать простые картинки.
Помогайте малышу развивать зрительную память, предлагая запомнить набор из нескольких игрушек, а потом "отгадать", какая из них спряталась, или указать, что изменилось в расположении предметов.
Последние новости:
01.07.2024
Всероссийская акция «Везу детей безопасно!»
Всероссийской акции «Везу детей безопасно!» в рамках направления Народной программы Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Крепкая семья».
Цель Акции: призыв граждан к соблюдению правил дорожного движения и мерам безопасности перевозки пассажиров, проявление заботы о жизни и здоровье детей. Снижение уровня травмирования и смерти детей в результате дорожно-транспортных происшествий.
12.02.2024
Кузбасская дошкольная лига спорта 2023-2024 учебном году.
Идиатулина Дарина заняла первое место в муниципальном конкурсе рисунков среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Яшкинского муниципального округа, в дополнительном виде соревнований «Кузбасская дошкольная лига.