К сожалению, у современных детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Многие родители в недоумении: они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть и другое - уровень развития мелкой моторики рук.
Мамы и папы часто играют с детьми раннего возраста в "Сороку-ворону", "Ладушки", "Козу рогатую" и подобные игры, но в большинстве случаев относятся к ним как к чисто развлекательному моменту, а зря! Дело в том, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь.
В старшем возрасте ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя синхронно со стихами или в паузах. Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма. Благодаря пальчиковой игре у детей обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества, как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять-десять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Предлагаю несколько вариантов пальчиковых игр.
Дом
На опушке дом стоит (сложить ладони "домиком" над головой), на дверях замок висит (сомкнуть ладони в замок), за дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки), вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить). "Тук-тук-тук!" - дверь открой (постучать кулачком по ладони), "Заходите , я не злой!" (руки в стороны ладони вверх).
Смешные человечки (дети делятся на пары)
Бежали мимо речки смешные человечки ("человечки"-пальчики бегут по "дорожкам"-рукам детей, стоящих друг напротив друга), прыгали-скакали (пальчиками попрыгать по плечам друг друга), солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друг друга), забрались на мостик (сложить мостик из рук) и забили гвоздик (постучать кулачками); потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками), где же человечки (спрятать пальчики под мышки друг друга)?
"Дошколенок Кузбасса", № 3 (24) 2013
Последние новости:
01.07.2024
Всероссийская акция «Везу детей безопасно!»
Всероссийской акции «Везу детей безопасно!» в рамках направления Народной программы Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Крепкая семья».
Цель Акции: призыв граждан к соблюдению правил дорожного движения и мерам безопасности перевозки пассажиров, проявление заботы о жизни и здоровье детей. Снижение уровня травмирования и смерти детей в результате дорожно-транспортных происшествий.
12.02.2024
Кузбасская дошкольная лига спорта 2023-2024 учебном году.
Идиатулина Дарина заняла первое место в муниципальном конкурсе рисунков среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Яшкинского муниципального округа, в дополнительном виде соревнований «Кузбасская дошкольная лига.