В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается минимальным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно, что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений. Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться - это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
• оказание разовой помощи;
• участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;
• участие в качестве постоянных добровольных помощников;
• участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;
• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
По аналогии с известной пословицей "Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить" будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только "вырастить" желание получить пользу.
Начнем с родителей.
Становясь активными участниками "общественной" жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
• возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
• делается выбор детского сада для второго ребенка;
• родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
• устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
• в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов ипринимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:
• изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
• возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
• происходит более тесное общение между родителями;
• родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;
• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;
• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например,
х семьи азделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).
Кроме того, что у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду. Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.
1.Решая задачи программы по формированию семейных ценностей у детей совместно с родителями педагогическим коллективом ДОУ «Белочка» проводится работа по взаимодействию с родителями, которая включает в себя разные формы работы. Активно используем в своей работе метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей.
• «Генеалогическое древо семьи»
• «Рыбалка»
• «Перелётные птицы»
• «ПДД»
• «Правила пожарной безопасности»
• «Охрана природных ресурсов»
• «День космонавтики»
• «Чудеса из фантиков»
• «Портфолио»
• «Мечтай, исследуй, размышляй»
Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами подобного рода способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.
2. Традиционны в ДОУ выставки семейного творчества
акие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например:
• «Осенний калейдоскоп»;
• «Чудеса с грядки»;
• «Подарок маме»
• «Пасхальное чудо»
• «Голубь мира»
• «Новогодняя ёлочка»
• «Моя мама – рукодельница»
Родители вместе с детьми заранее готовятся к ним и, каждый год наш коллектив не перестаёт удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей.
Также используем открытые занятия с детьми для родителей. Знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. В настоящее время они приобретают широкое распространение, дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например:
•«Я прививок не боюсь»
•«КВН»
•«Я талантлив»
•«Новогоднее украшение для дома»,
Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники - досуги как:
•«День матери»
•«1 апреля»
•«Весёлые старты»
•«Новый год»
•«Осенний праздник»
Совместные походы и экскурсии. В организации таких мероприятий у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Дети обогащенные новыми впечатлениями о природе, насекомых, о своем крае, на занятиях увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Они активно участвуют в работе, приносят из дома экспонаты, пополняют музей своими рисунками и поделками. Мини-музей вызывает массу положительных эмоций в детских душах. Совместная работа детей, родителей и педагогов обогащает знаниями всех участников, формирует интерес и доброжелательное отношение к домашним животным, воспитывает эмоциональную отзывчивость при общении с ними.
Используем дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей для группы и ДОУ, позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Уборка территории ДОУ, озеленение и покраска участков, ремонт вазонов.
Преемственность детского сада и школы несет в себе одну из важнейших задач – это эффективный переход ребенка из дошкольного в школьное детство. Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника. Одной из основных частей работы по преемственности дошкольного учреждения и школы является сотрудничество с семьей, именно это позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка, но для этого необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи.
Проблемой является и отсутствие механизма более активного включения родительской общественности в управление образованием, как в ДОУ, так и в начальной школе.
Говоря о проблеме преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основное понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй.
Преемственность между начальной школой и ДОУ определяется созданием необходимых условий образовательной среды в пространстве школы. Поэтому, необходимо повышать компетентность педагогов и воспитателей по вопросам организации процесса преемственности.
Проведенная нами работа способствовала:
• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;
• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях;
• Произошел обмен опытом семейного воспитания;
• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.
Последние новости:
01.07.2024
Всероссийская акция «Везу детей безопасно!»
Всероссийской акции «Везу детей безопасно!» в рамках направления Народной программы Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Крепкая семья».
Цель Акции: призыв граждан к соблюдению правил дорожного движения и мерам безопасности перевозки пассажиров, проявление заботы о жизни и здоровье детей. Снижение уровня травмирования и смерти детей в результате дорожно-транспортных происшествий.
12.02.2024
Кузбасская дошкольная лига спорта 2023-2024 учебном году.
Идиатулина Дарина заняла первое место в муниципальном конкурсе рисунков среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Яшкинского муниципального округа, в дополнительном виде соревнований «Кузбасская дошкольная лига.